Введите текст заголовка
Перевод А.Е. Лукьянова
Перевод В.М. Яковлева
В Переменах сказано:
«От Неба благословение этому.
– Счастье. Ничего неблагоприятного».**20
Мудрец сказал:
«Благословение (защита) -помощь.
То, посредством чего Небо помогает,- послушание,
То, посредством чего человек помогает,-Синь (Доверие).
Надевая туфли Синь (Доверия), думай о послушании
и этим возвысишь достоинство (мудрость).
Вот почему:
«От Неба благословение этому.
– Счастье. Ничего неблагоприятного». **
В «Книге Перемен» говорится:
«От Неба помощь — счастье.
Не без благоприятного».
Учитель сказал:
« “Помогает” — значит способствует.
Когда Небо способствует,
Надо слушаться.
Когда люди помогают,
Можно довериться.
Действовать, доверяя мысли, — Значит слушаться».
Все-таки еще ценится мудрость.
Поэтому сказано:
«От Неба помощь — счастье.
Не без благоприятного».
Мудрец сказал:
(Говорят:) «Записи не исчерпывают слов (речей),
А слова (речи) не исчерпывают мыслей».
(И спрашивают:) «Если так, то мысли совершенномудрого
человека нельзя увидеть?»
Учитель сказал:
«Письмена не передают слова,
Слова не передают мысль».
Пусть истинна мысль мудреца,
Ее невозможно увидеть.
Мудрец сказал:
(Говорят:) «Записи не исчерпывают слов (речей),
А слова (речи) не исчерпывают мыслей».
(И спрашивают:) «Если так, то мысли совершенномудрого
человека нельзя увидеть?»
Учитель также сказал:
«Мудрые установили Образы,
Чтобы передать мысль;
Создали гуа,
Чтобы передать истинное и неистинное;
Приложили сюда суждения,
Чтобы выразить это словами;
Приноравливались к обстоятельствам,
Чтобы извлечь пользу;
Пели и плясали,
Чтобы передать дух».
Цянь (Небо) и Кунь (Земля) -это хранилище тайных сил
Перемен.
Цянь (Небо) и Кунь (Земля) составляют ряд
и Перемены строятся между ними.
Если Цянь (Небо) и Кунь (Землю) разрушить,
то не будут видны Перемены.
Если Перемены невозможно будет увидеть, то это все равно,
что Цянь (Небо) и Кунь (Земля) истощились дыханием».
Цянь и кунъ в их Переменах Таинственны и неуловимы.
Цянь и кунъ образуют ряд,
А Перемены устанавливают то,
Что в промежутках между ними.
Если разрушить цянъ и кунъ,
Чтобы не видно было Перемен,
Их и нельзя будет увидеть.
И тогда цянъ и кунъ либо едва различимы,
Либо совсем затухают.
Поэтому:
То, что выше телесной формы-называется Дао,
То, что ниже телесной формы-называется предметом.
Развивающее и выкраивающее-называется метаморфозами.
Толкающее и движущее-называется циклом.
Дающее начинания и распоряжения народу Поднебесной-называется службой и делом.
Поэтому то, что бестелесно,
Называется дао57;
Воплощенное называют плодом;
Перестановки и сочетания Называют Превращениями.
Когда [инъ и ям] перемещают [одно другое],
Это называют Продвижением.
Дела и поступки всей Поднебесной И составляют живую деятельность.
Отсюда эти Образы.
Поэтому образы-это вот что:
Совершенно мудрые люди обладают тем,
Посредством чего видят сокровенную суть Поднебесной и копируют ее в своих формах-объемах.
Заключили по ним в образы законы упорядоченного хода вещей,
Поэтому назвали это образами.
Мудрые, думая о наиболее ценном для Поднебесной, Создали для каждого [из всего ценного] его изображение, Указали его предметное значение.
Поэтому и называется Образ.
Совершенно мудрые люди обладают тем,
Посредством чего видят движение Поднебесной.
(Они) изучают его временные циклы,
Чтобы вести по ним свои кодексы и ритуалы:
Приложили к ним афоризмы,
чтобы определять по ним «счастье и несчастье»,
Поэтому назвали их чертами21.
Также не могли не видеть мудрые,
Как протекает жизнь в Поднебесной,
И наблюдали всеобщее процветание
То, как действуют ее установления и обычаи.
Прилагали сюда суждения
Для определения счастливого и несчастливого. Поэтому [они] называются яо.
Сокровенное, которое выражает предел Поднебесной,
содержится в символах.
Движение, которое возбуждает Поднебесную,
содержится в афоризмах.
Развивающее и выкраивающее
содержится в метаморфозах.
Толкающее и движущее содержится во вращении.
Но предельно сокровенное в Поднебесной Содержат [в себе] гуа;
То, что движет Поднебесной,
Содержится в суждениях.
Созидательные силы вызывают превращения. Перемещение [одним другого] означает продвижение.
Одухотворяющее и просветляющее
содержится в самом человеке.
Молчащее, но создающее, не говорящее, но оказывающее
Синь (Доверие), содержится в движении Дэ (действии Дэ).
Разумность свойственна человеку.
Хранить молчание, но совершать задуманное,
Не говорить ни слова, но давать знать —
И означает достоинство.