Чжан 12
Перевод А.Е. Лукьянова
Перевод В.М. Яковлева
Цянь (Небо) – высшая неутомимость Поднебесной,
Движение Дэ (гексаграммы Небо) длит Перемены и дает познание опасностей.
О цянъ! Неутомимая энергия Поднебесной. Постоянная смена Качеств и Начал Позволяет предвидеть опасность.
Кунь (Земля)-высшая последовательность (послушание) Поднебесной.
Движение Дэ (гексаграммы Земля) длит Текст
и дает познание преград.
О кунь! Предельная исполнительность Поднебесной;
Постоянный выбор Качеств и Начал,
Позволяющий находить и обходить препятствия.
Можно радоваться этому в сердце,
Можно изучать это в заботах хоу (правителей).
Это то, что определяет «счастье-несчастье» Поднебесной,
(то, что) вершит неутомимость Поднебесной.
[Прежде] умели говорить искренне;
Умели понять заботы и разрешить сомнения; Воодушевить Поднебесную;
Установить, в чем счастье для нее или несчастье.
Итак:
«Метаморфозы и изменения» говорят о деянии,
«Счастье» служит получению доброго предзнаменования,
Таким образом, есть Превращения, слова и поступки;
У благих дел есть предзнаменование;
[У дел, сопряженных с несчастьем, есть свой исход.]
Известен характер подобных дел.
«Образы» служат познанию предметов,
«Оракул» служит познанию приходящего.
Если обдумывать то, что намереваешься сделать, Придет мудрость.
Небо и Земля устанавливаются по позициям и
способности совершенномудрого человека становятся сравнимыми по мощи с замыслами других людей, замыслами души-гуй и возможностями всех людей.
Небо и Земля устанавливают позиции.
Мудрые могут совершенсгвоваться.
Люди, духи и все существа
Образуют [поэтому] единство.
Восемь триграмм через образы сообщают (о событиях),
Черты и пояснительный текст через взаимные чувства говорят,
Твердая и мягкая (черты) меняются местами и
«счастье и несчастье» могут проявиться.
Восемь Триграмм [существуют],
Чтобы поведать об Образах.
Суждения к чертам — Чтобы выразить чувства52.
Четное и нечетное меняются местами.
Поэтому можно видеть, когда счастье
И когда несчастье.
Движение метаморфоз через (формулу) «пользы» говорит.
«Счастье и несчастье» через взаимные чувства передвигаются.
Вот почему любовь и ненависть друг друга побеждают и «счастье и несчастье» рождаются.
Изменения [существуют],
Чтобы сказать, что благоприятно.
Счастливое и несчастливое —
В смене обстоятельств.
Таким образом, любовь и ненависть Несовместимы друг с другом 53,
И выпадает счастье или несчастье.
Далекое и близкое друг друга схватывают
и «раскаяние и сожаление» рождаются.
Искренность и фальшь друг друга отталкивают и «польза и вред» рождаются.
Удаление и сближение (разлука и встреча) Неотъемлемы одно от другого,
И [поэтому] приходит раскаяние или сожаление.
Искренность и деланность взаимозависимы, Поэтому приносят пользу или вред.
Если чувства всех Перемен сближаются, но друг друга не обретают, то (получается) зло и вред, раскаяние и сожаление.
Когда кто-то причиняет вред — несчастье.
Когда при всех переменах
Стечение обстоятельств не приносит пользы — Раскаяние либо сожаление.
Тот, кто замыслил смуту, его речь постыдна.
Тот, кто питает в сердце подозрение, его речь витиевата.
Речь счастливого человека немногословна.
Речь беспокойного человека многословна.
Речи искусного клеветника присуща болтливость.
Тот, кто хранит утерянное другими, его речь беспринципна
(кривобока).
Речь предводителя мятежников — вызывающа.
Речь неуверенного в себе человека — витиевата.
Речь довольного человека — немногословна.
Речь беспокойного человека — словообильна.
У недоброго человека речь обтекаема.
У человека опрометчивого речь упряма.