Если господин и подданный меняются местами, это называется “Противостояние”;
если достойные и ничтожные стоят вместе, это называется хаосом;
если движение и покой не своевременны, это называется противостоянием;
если жизнь и смерть не соответствуют подходящему времени и обстоятельствам, это называется насилием.
Если будет противодействие, основа будет потеряна;
Если возникнет хаос, официальные обязанности будут потеряны;
Если будет противодействие, Небеса будут потеряны;
[Если есть насилие], Человек будет потерян.
Если основа потеряна, тогда …;
Если служебные обязанности будут утрачены, возникнет посягательство;
Если Небо потеряно, будет голод;
Если Человек погибнет, будут эпидемии.
Ибо все вращается вокруг, движение и творение:
Небеса являются образцом для этих действий.
Дао Небес не за горами: войдя, займите с ним позицию; выйдя, вернитесь с ним.
Когда министры и лорды соответствуют своим правильным позициям, это называется “Покоем”;
когда достойные и никчемные соответствуют своим правильным позициям, это называется «правильностью».
Двигаться и быть спокойным, образуя триаду с Небом и Землей,99 называется Вэнь (Гражданский узор);
наказывать … своевременно это называется Ву (Воинственность).
Если вы спокойны, тогда вы будете в безопасности;
Если вы правы, вы будете править хорошо;
Если вы утончены, вы будете [яркими];
Если вы воинственны, вы будете сильны;
Если вы в безопасности, вы получите основу;
Если вы будете править хорошо, вы приобретете Человека.;
Если ты умен, ты обретешь Небеса.;
Если вы сильны, ваше величество будет введено в строй.
Когда вы формируете триаду с Небом и Землей и гармонизируетесь с сердцами людей, и когда Вэнь (Гражданский Паттерн) и У (Воинственность) стоят вместе, это называется “Высшим Единством”.”
Если вы полностью исследуете и знаете четыре меры, вы можете урегулировать мир и умиротворить одно государство.
Когда подчинение правит внутри государства, но противодействие используется снаружи, когда задача выполнена, вред будет нанесен.
Если оппозиция правит внутри, а подчинение используется снаружи, то когда задача будет выполнена, это приведет к разрушению.
Когда оппозиция применяется как внутри, так и снаружи, это называется “Оценочным бедствием”: отдельный правитель будет в опасности и казнен, а государство будет в опасности, побеждено и уничтожено.
Если соответствие применяется как внутри, так и снаружи, это называется “Соответствие Небу” (Тяньдань). Когда задача будет выполнена, вы не потерпите неудачу и позже не столкнетесь с бедствием.
Когда репутация правителя великолепна, но…, 1(l” используется Уступчивость-движение, правильность-корень дел.
Тот, кто постигает Дао и следует принципам, должен начинать с основы, послушно действовать в соответствии с постоянными стандартами, запрещать и наказывать тех, кто заслуживает признания виновным в преступлениях, и должен быть сосредоточен на принципах Небес.
Если вы откажетесь от соглашений, вы будете страдать; если вы продлите наказание, вам будет причинен вред.
Если вы идете против подходящего времени для противостояния и гармонии, когда у вас есть какое-то дело под рукой, хотя вы и не достигнете успеха, все же вы также не пострадаете от Небесного бедствия.
Не надо …
Не встречайте смерть с жизнью;
Не действуйте ради пустой репутации.
Если репутация выходит за рамки реальности, это называется “Разрушением имени”.”
Чтобы достичь крайности Ян посредством смерти и достичь крайности Инь посредством жизни, это называется “Противостоянием Имени Инь и Ян”. 104
Если крайний Ян используется для убийства снаружи, а крайний Инь используется для жизни внутри”15, то это уже противостоит Инь и Ян, а также противостоит их позициям.6
Если так поступает большое государство, то оно погибнет; если малое, то личность правителя постигнет вследствие этого бедствие.
.. установить жизнь: те, кто соответствует ей, будут обладать … Достичь крайности, а затем вернуться, процветать, а затем распадаться-это Дао Неба и Земли и принцип Человека.
Противостояние и подчинение имеют одно и то же Дао, но разные принципы. Чтобы полностью исследовать и знать оппозицию и соответствие, это называется “Стандартом Дао”.”
Если бы оно использовало сильных для подчинения слабых, какое государство не победило бы?
Если бы он использовал благородное, чтобы подчинить себе среднее, какой человек не достиг бы своих целей?
Если бы он использовал достойных, чтобы подчинить никчемных [что], какой бы мир не приобрел гармонию в себе?
Внутри компас называется круглым;
внутри множества-квадрат называется [квадратом];
под [отвесом] называется прямым;
[на вершине]107 вода называется ровной.
Меры дюйма и фута называются малыми и большими,
длинными и короткими,
взвешивание оси и балки стального двора означает, что легкий и тяжелый не ошибутся;
измерение пека и пикуля означает, что меньше и больше будет подсчитано.
Эти восемь мер”* являются образцами для использования.
Периодичность солнца и луны, планет и созвездий, регулярность четырех времен года, положение [движения и покоя], расположение внутри и снаружи-это модели Неба.
То, что высота и [низость] не скрывают своих форм,
красота и уродство не скрывают своих истинных условий, есть модели Земли.
То, что лорд и подданный не теряют своих должностей,
что офицеры – рыцари не теряют своих постов, что исполняющие обязанности не способны превысить свои обязанности,
частные предубеждения устраняются, а общественный дух устанавливается, – вот образцы Человека.
Красота и уродство имеют свои имена,
противостояние и подчинение имеют свои формы,
истина и ложь имеют свои реальности:
царь или господь”* овладевает Духом (…) для того, чтобы сделать мир правильным.
Полагаться на Небесные времена, чтобы атаковать и наказывать тех, кто уничтожается Небесами”0, называется У (Смертностью). Если вы нанесете урон 1″ со смертностью и проследите за ним с помощью When (Civil Patterning), то успех будет достигнут.
Тот, кто использует Вэнь (Узор) дважды или один раз для Ву (Воинственности), будет истинным царем. Если, не осознавая этого, “он потеряет” Дао правителя, откажется от принципов Человека и займет позицию безумия или безумия, он сам неизбежно будет казнен.
Мягкие и слабые правители-это те, кто находится в опасности, хотя и не виновен в преступлении, и боятся еще до того, как до них доберутся: их называют “Мягкими и Слабыми”1. “
Те правители, которые тверды и честны и … находятся … и не отдыхают. Их репутация и достижения соответствуют друг другу, и по этой причине они долго существуют.
Если репутация и достижения не соответствуют друг другу, если репутация продвигается вперед, а реальность отступает, это называется “Потеря Дао”, и их солдаты обязательно … и они сами столкнутся с катастрофой.
Запасы и груды желтого золота, жемчуга и нефрита-это корни обиды; растрата богатства на женщин-музыкантов и забавных шутов-это основа хаоса. Если государство охраняет корни недовольства и питает фундамент хаоса, то, хотя оно и может иметь мудреца в качестве правителя, оно все же не сможет планировать исход”6.
If lord and subject change positions, it is called “Opposition”; if the worthy and the worthless stand together, it is called chaos; if movement and quiescence are not timely, it is called opposition; if life and death do not correspond to the appropriate season and circumstances, it is called violence.
If there is opposition, the basis will be lost;
If there is chaos, official duties will be lost;
If there is opposition, Heaven will be lost;
[If there is violence], Man will be lost.
If the basis is lost, then …;
If official duties are lost, there will be encroachment;
If Heaven is lost, there will be famine;
If Man is lost, there will be epidemics.
For revolving97 all around, movement and creation: Heaven is the model for these activities. The Dao of Heaven is not far off: on entering, take up position with it; on exiting, return with it.98
When ministers and lords match their right positions, it is called “Quiescence”; when the worthy and the worthless match their right positions, it is called correctness. To move and be quiescent, forming a triad with Heaven and Earth,99 is called Wen (Civil Patterning); to punish … in a timely fashion is called Wu (Martiality).
If you are quiescent, then you will be safe;
If you are correct, you will govern well;
If you are refined, you will be [bright];
If you are martial, you will be strong;
If you are safe, you will gain the basis;
If you govern well, you will gain the Human;
If you are bright, you will gain Heaven;
If you are strong, your majesty will be put into operation.
When you form a triad with Heaven and Earth and harmonize with the hearts of the people, and when Wen (Civil Patterning) and Wu (Martiality) stand together, it is termed “The Highest Unity.”
If you fully investigate and know the four measures, you can settle the world and can pacify a single state. When compliance governs the inside of a state, but opposition is used on the outside, when the task is accomplished, harm will have resulted. If opposition governs the inside and compliance is used on the outside, when the task is accomplished, destruction will have resulted. When opposition is applied both inside and outside, this is called “Valuing Calamity”: the individual ruler will be in danger and executed and the state will be in danger, defeated, and destroyed. If compliance is applied to both inside and outside, it is called “Matching Heaven” (Tiandang). When the task is achieved, you will not have failed and later will not encounter calamity.
When a ruler’s reputation is magnificent, but. .. ,1(l” it is used Compliance is movement, correctness is the root of affairs. He who grasps the Dao and follows principles must begin from the basis, compliantly act according to the constant standards, prohibit and punish those who deserve being held guilty of crimes, and must be centered on the principles of Heaven.
If you renege on agreements, you will suffer; if you extend punishment,1“2 you will be harmed. If you go against the appropriate times for opposition and harmony,103 when you have some affair at hand, although you will fail to achieve success, yet you will also not suffer a Heavenly calamity.
Do not. . .
Do not meet death with life;
Do not act for an empty reputation.
If the reputation overflows the reality, this is called “Destroying the Name.”
To reach the extremity of Yang by means of death and to reach the extremity of Yin by means of life, this is called “Opposing the Name of Yin and Yang.”104 If extreme Yang is used to kill on the outside, and extreme Yin is used to live on the inside,”15 that is already in opposition to Yin and Yang, and also opposes their positions.1“6 If it is a large state that acts in such a way, then it will be lost; if a small one, then the person of the ruler will suffer a calamity as a consequence.
… establish life: those who match it will possess. . .To reach the extremity and then return, to flourish and then decay is the Dao of Heaven and Earth, and the principle of Man.
Opposition and compliance have the same Dao but different principles. To fully investigate and know opposition and compliance, this is called the “Standard of the Dao.”
Were it to use the strong to subordinate the weak, what state would not be victorious? Were he to use the noble to subordinate the mean, what man would not gain his ends? If he used the worthy to subordinate the worthless [what] . . . would not. .. ?
Inside the compass is called round; inside the set-square is called [square]; beneath the [plumb-line] is called straight; [on the top of]107 the water is called level. The measures of inch and foot-rule are called small and large, long and short, the weighing of the pivot and beam of the steelyard means that the light and the heavy will not be mistaken; the measuring of the peck and picul means that the less and the more will be counted. These eight measures”* are the models for use.
The periodicities of the sun and moon, planets, and constellations, the regularities of the four seasons, the positions [of movement and quiescence], the locations of inside and outside, are the models of Heaven.
That height and [lowness] do not hide their forms, beauty and ugliness do not conceal their true conditions, are the models of Earth.
That lord and subject do not lose their positions, that the officer- knights do not lose their posts, that those discharging duties are not able to exceed their responsibilities, private bias is removed, and public spirit is established, these are the models of Man.
Beauty and ugliness have their names, opposition and compliance have their forms, truth and falsehood have their realities: the king or lord”* takes hold of… in order to make the world correct.
To rely on the times of Heaven to attack and punish those who are being destroyed by Heaven”0 is called Wu (Martiality). If you inflict damage1” with martiality and follow it up with Wen (Civil Patterning), then success will be achieved.
He who uses Wen (Patterning) twice to once for Wu (Martiality) will be a true king. If, without realizing it,”2 he loses”3 the Dao of the ruler, abandons the principles of Man, and takes up the position of madness or folly, he himself will inevitably be executed.
The soft and weak rulers are those who are in danger, though guilty of no crime, and are afraid even before they are reached: they are called “The Soft and Weak.”1 “Those rulers who are hard and upright and . . . are . . . and do not rest. Their reputation and achievement correspond to each other, and for this reason they long endure. If reputation and achievement do not correspond, if reputation advances but reality retreats, this is called “Losing the Dao,” and their soldiers will necessarily .. and they themselves will encounter disaster.
Stores and piles of yellow gold and pearls and jade are the roots of resentment; wasting wealth”5 on female musicians and amusing jesters is the foundation of chaos. If a state guards the roots of resentment and nourishes the foundation of chaos, although it may possess a sage for a ruler, yet it will not be able to plan for the outcome.”6