Правитель У спросил Тай-гуна:
– Что есть дао наступательной войны?
Тай-гун ответил ему так:
– Стратегическая сила должна соответствовать движениям противника. Изменения
начинаются со схватки между двумя армиями. Необычная тактика (ци) и обычная тактика
(чжэн) есть результат постоянных усилий ума. Потому великие дела не обсуждают, а об исполь-
зовании войск не говорят. Кроме того, слова, которыми обсуждают высшие дела, не стоит слу-
шать. Об использовании войск в военных делах надо судить не столько по определенным сло-
вам, сколько по видимому результату. Они приходят внезапно и так же внезапно уходят. Лишь
тот, кто осуществляет единоличное командование без участия других людей, становится гроз-
ным военным оружием.
Если о твоих планах услышат, враг предпримет контрудар. Если тебя поймут, то сплетут
заговор против тебя. Если о тебе узнают, то у тебя возникнут проблемы. Если ты станешь ясен,
то тебя ожидает опасность.
Итак, тот, кто имеет талант к военному делу, не ждет развертывания войск. Это тот,
кто умеет избавить людей от несчастий еще до того, как эти несчастья появляются. Одолеть
противника – это значит победить тогда, когда его силы не имеют еще формы. Великий боец не
участвует в битве. А потому тот, кто сражается и завоевывает победу с помощью обнаженных
клинков, не является хорошим полководцем. Тот, кто готовится к битве после того, как она
проиграна, не является великим мудрецом! А тот, чьи умения такие же, как у многих других,
не может называться мастером государства.
В военных делах нет ничего более важного, чем бесспорная победа. В использовании
армии нет ничего более важного, чем неясность и тишина. В движении нет ничего более важ-
ного, чем неожиданность. В планировании нет ничего более важного, чем сохранение секрета.
Чтобы первым одержать победу, сначала покажи свою слабость врагу, а только потом
ввязывайся в сражение. И вот тогда ты затратишь половину усилий, а результат превзойдет
их вдвое.
Истинный мудрец понимает знаки движений неба и земли. Кто знает, как он это делает?
Он согласует себя с дао инь и янь и следует за временами года. Он следует за сменами полноты
и пустоты неба и земли, принимая их за нечто постоянное. Все вещи имеют жизнь и смерть
в соответствии с формами неба и земли. Так, говорят, если кто-то вступает в сражение, не
изучив ситуации, он обязательно потерпит поражение, пусть даже силы его превосходят силы
противника.
Тот, кто велик в военном искусстве, будет ждать развития ситуации, не делая никаких
движений. Когда же он видит, что может одержать победу, он пойдет вперед; если он видит,
что победы не будет, он остановится. Поэтому говорят: он не имеет страха, он нерешителен.
Из многих бед, которые могут постигнуть армию, самая большая беда – нерешительность. Из
всех горестей, которые могут обрушиться на армию, ничего нет хуже, чем сомнение.
Тот, кто обладает воинским талантом, не упустит преимущества, если он понимает его
или не станет сомневаться, когда придет подходящий момент. Тот, кто теряет преимущество
или, не действуя, тянет время, тот, напротив, страдает от бедствий. Так, мудрый не отстает
от времени и не теряет преимущества, умелый решителен и не знает сомнений. А потому,
когда внезапно раздается громовой удар, ты не успеешь заткнуть уши. Когда внезапно тебя
ослепляет молния, нет времени закрывать глаза. Иди вперед, как будто ты вдруг испугался;
используй свои войска, как будто ты сбит с толку. Те, кто против тебя, будут сломлены; те, кто
приблизится, – погибнут. Кто сможет защититься от такой атаки?
И вот когда дела не обсуждаются, а генерал-полководец хранит их в секрете, он подобен
духу. Когда вещи не выставляются напоказ, но сам он их видит, он осведомлен. Так, если ты
знаешь дао духа и осведомленности, ни один враг не выйдет против тебя в поле, ни одно госу-
дарство не осмелится выступить против него.
Правитель У сказал:
– Отлично.