Однажды правитель Вэнь спросил Тай-гуна:
– Как сохранить государство?
Тай-гун ответил так:
– В течение некоторого времени вам следует кушать только немного овощей, потому что
я собираюсь поговорить с вами о важнейших принципах неба и земли, о том, что рождают
четыре времени года, о дао подлинной доброты к людям и мудрости, а кроме того, о природе
человеческих побуждений.
Итак, правитель ограничивал себя в пище в течение четырех дней, затем он обратился
лицом на север, дважды поклонился и спросил, что ему следует делать дальше.
Тогда Тай-гун сказал:
– Небо рождает четыре времени года, земля дает нам бесчисленное множество вещей.
Под небом живут люди, а мудрецы должны вести себя как их пастухи.
Так, дао весны есть рождение, и бесчисленное множество вещей начинает цвести. Дао
лета есть рост, и бесчисленное множество вещей созревает. Дао осени есть собирание, и бес-
численное множество вещей становится полным. Дао зимы есть запасание, и бесчисленное
множество вещей в покое. Когда они полные, их запасают; после запасания они оживают вновь.
Никто не знает, где конец этого, и никто не знает, где начало. Мудрец входит в согласие с этим
и организует себя в соответствии с небом и землей. Так, когда в мире людей все идет своим
чередом и правильно, его доброта и мудрость скрыты. Когда же в Поднебесной начинается
беспокойство, его доброта и мудрость расцветают. Это и есть истинное дао.
Занимая положение между небом и землей, мудрец владеет важными и обширными
сокровищами. Полагаясь на то, что все постоянно, люди пребывают в мире. Но если людей
беспокоят, это создает побуждения. Когда такие побуждения возникают и долго не прекраща-
ются, начинаются вражда и разного рода потери. Так, все начинается в инь, но переходит в янь.
Если кто-то наберется мужества, чтобы стать вождем, то Поднебесная объединится с ним. В
момент достижения пика, когда вещи начинают возвращаться к своему нормальному состоя-
нию, не нужно продолжать наступать и сражаться, как не следует удаляться и уступать. Если ты
сможешь сохранить государство в таком состоянии, ты разделишь величие с небом и землей.
7. Воины боевой конницы. Учение собаки
Правитель У спросил Тай-гуна:– Как нужно отбирать воинов для конницы?Тай-гун сказал:– Правила отбора воинов для конницы таковы. Нужно подбирать...