Правитель Вэнь, находясь в столице Фэн, вызвал к себе Тай-гуна:
– Увы! Правитель Шан крайне жесток, осуждая невинных как виновных и приказывая
их казнить. Если вы поможете мне в моих беспокойствах об этих людях, то как мы могли бы
поступить?
Тай-гун ответил ему:
– Вам следует развивать свою добродетель, следовать по пути достойных людей, распро-
странять свою доброту на людей и наблюдать за дао небес. Если в дао небес нет плохих пред-
знаменований, вам следует идти вперед. Если дао человека не говорит о несчастьях, ваши
планы не могут предшествовать им. Вы должны сначала посмотреть небесные знаки, а кроме
того, внимательно посмотреть на знаки человеческих несчастий и только потом строить планы.
Вам следует изучить все стороны янь правителя Шана, а затем и все стороны его инь. Только
тогда вы сможете понять его намерения. Вы должны изучить его внешние дела, а потом его
внутренние дела, и вот только тогда вы узнаете его мысли. Вы должны наблюдать за теми, кто
находится на расстоянии от него, а также и за теми, кто приближен к нему. Только тогда вы
узнаете его чувства.
Если вы достигаете дао, значит, дао можно достичь. Если вы входите в ворота, значит,
в них можно войти. Если вы установите правильные формы поведения, то можно довести до
совершенства ли. Если вы сражаетесь с сильным, значит, сильного можно одолеть. Если вы
можете добиться полной победы без боя, без того, чтобы великая армия понесла какие-либо
потери, значит, вы можете даже проникнуть в царство демонов и духов. Как это чудесно! И
как неуловимо!
Если вы страдаете от того же заболевания, что и другие люди, значит, вы можете помочь
друг другу; если вы испытываете одни и те же чувства, вы дополняете друг друга; одна и та же
ненависть – и снова помощь друг другу; одни и те же предпочтения – и вы ищете их вместе.
И вот вы побеждаете без участия вооруженных воинов, вы атакуете без всяких стенобитных
орудий, и вы защищаетесь без всяких рвов и канав.
Величайшая мудрость не мудра; величайшие планы не планируются; величайшая отвага
не отважна; величайшее приобретение не приносит выгоды. Если вы приносите пользу небе-
сам, небеса откроются вам. Если вы наносите обиду небесам, небеса окажутся закрытыми для
вас. Поднебесная не является владением одного человека, она заключает в себе все, что нахо-
дится под небом. Если же вы берете Поднебесную так, будто охотитесь на какого-то дикого
зверя, Поднебесная захочет отрезать кусок земли, будто это кусок мяса. Если вы все садитесь
в одну и ту же лодку, дабы переплыть реку, оказавшись на другом берегу, вы все получите
выгоду. Однако если вам не удалось преодолеть реку, то все вы пострадаете от нанесенного
вам вреда. Но если вы заодно и в одной лодке, то мир откроется вашим целям и никогда не
закроется для вас.
Тот, кто не берет у людей, приобретает людей. Тому, кто не берет у людей, люди принесут
пользу. Тому, кто не берет у государств, государства принесут пользу. Тому, кто не берет у
Поднебесной, Поднебесная принесет пользу. Итак, дао находится там, где его нельзя увидеть;
дела находятся там, где их нельзя услышать; а победа находится в том месте, которого никто
не может знать. Как это чудесно! И как неуловимо!
Когда орел готовится нападать, он летит низко и складывает крылья. Когда свирепая
дикая кошка собирается ударить, она прижимает уши и почти ползет по земле. Когда мудрец
собирается двинуться вперед, его лицо принимает глупое выражение.
Возьмем, к примеру, случай с Шан, где люди сейчас словно пьяные и лишь сбивают с
толку друг друга. Запутавшиеся и распутные, они любят лишь удовольствия и жаждут разврата.
Это признак гибнущего государства. Я наблюдал за их полями – злаки заросли сорняками и
травой. Я наблюдал за их людьми – порочных и развратных гораздо больше, чем прямых и
откровенных. Я наблюдал за их чиновниками – они жестокие, порочные, бесчеловечные и злые.
Они нарушают законы и творят хаос из наказаний. Ни высшие чины, ни низшие не осознают
состояния дел в государстве. Это государство стоит на пороге своей гибели.
Когда появляется солнце, оно освещает бесчисленное множество вещей. Когда появля-
ется великая справедливость, бесчисленное множество вещей получают пользу. Когда появ-
ляется великая армия, ей подчиняется бесчисленное множество вещей. Велик добродетель
истинного мудреца! Слушать себя самого, видеть себя самого – вот высшее удовольствие для
него!