Правитель У спросил Тай-гуна:
– В чем заключается дао войны?
Тай-гун сказал:
– В общем, если говорить о дао войны, то ничто не превосходит единства. Единые могут
прийти одни, единые могут уйти одни. Желтый император10 говорил: «Единение приближается
к дао и касается духовного». Его использование лежит в трудноуловимых вещах. Его проявле-
ние лежит в стратегической мощи, а его завершение лежит на правителе. Так, мудрые прави-
тели называли оружие воплощением зла, но когда не было других возможностей, они исполь-
зовали и его.
Сегодня правитель Шан11 знает о существовании, но не ведает о гибели. Он знает об удо-
вольствиях, но не ведает о бедствиях. Сейчас существование лежит не в существовании как
таковом, а в размышлении о гибели. Удовольствие лежит не в самом удовольствии, а в раз-
мышлении о бедствиях. И вот теперь, когда вам уже известно об источнике таких изменений,
зачем вам беспокоиться о будущем течении событий?
Правитель У сказал:
– Предположим, встретились две армии. Враг не может идти вперед, и мы тоже не можем
идти вперед. Обе стороны строят защитные сооружения и укрепляют свою оборону, но не
отваживаются идти в атаку первыми. Если я хочу предпринять внезапную атаку, но у меня не
хватает тактических преимуществ, что мне следует делать?
Тай-гун ответил:
– Создайте показной беспорядок, в то время как на самом деле ваша армия хорошо орга-
низована. Создайте видимость голода, в то время как в действительности запасы армии велики.
Храните в ножнах острое оружие, а показывайте лишь тупое и плохое вооружение. Часть войск
держите вместе, другие войска разделите; одни пусть соберутся, а другие разбредутся. Стройте
тайные планы, но свои намерения храните в секрете. Поднимите повыше свои укрепления и
скройте лучшие войска. Если воины будут хранить молчание и не издавать никаких звуков,
враг не узнает о приготовлениях. И вот тогда, если вы хотите атаковать его западный фланг,
атакуйте восточный.
Правитель У спросил:
– Если враг знает мое реальное положение дел, если он проник в мои планы, как мне
надлежит поступать?
Тай-гун ответил так:
– Искусство ведения войны состоит во внимательном размышлении о намерениях про-
тивника и быстром использовании преимуществ, оно в начале внезапной атаки там, где ее не
ждали.
7. Воины боевой конницы. Учение собаки
Правитель У спросил Тай-гуна:– Как нужно отбирать воинов для конницы?Тай-гун сказал:– Правила отбора воинов для конницы таковы. Нужно подбирать...