Правитель Вэнь спросил Тай-гуна:
– Что сохраняет истинный мудрец?
Тай-гун ответил так:
– Какие тревоги есть у него? Какие ограничения? Бесчисленное множество вещей есте-
ственным путем занимают свое положение. Какие ограничения, какие тревоги? Бесчисленное
множество вещей цветет. Никто не понимает влияния управления, которое изменяет многое
вокруг; кроме того, никто не понимает и воздействия хода времени. Истинные мудрецы сохра-
няют дао отсутствием действий, и бесчисленное множество вещей меняется. Что же истоща-
ется? Когда вещи достигают конца, они снова возвращаются к началу. Спокойный и благодуш-
ный, он оборачивается вокруг, чтобы найти их. Ища, он получает их, но не может не хранить
их у себя. А если они уже хранятся, он не может не использовать их. Если же они уже исполь-
зуются, он не может обернуться и показать их. Сейчас, когда небо и земля не освещают себя,
они способны дать рождение многим вещам. Подлинный мудрец не проливает свет на самого
себя, поэтому он может снискать себе славное имя.
Подлинные мудрецы древних времен собирали людей, дабы создать семьи, собирали
семьи, дабы создать государства, и собирали государства, дабы создать Поднебесную. Они раз-
делили территорию Поднебесной и определили достойнейших, дабы управлять государствами.
Самому этому порядку они назначили быть «Великой основой».
Они провозглашали указания правителей и согласовывали их с обычаями людей. Они
переделали множество всего, изменив хитрое на прямое, изменив и форму, и внешний вид. И
хотя обычаи разных государств не были одинаковы, все обитатели их были счастливы в своих
государствах. Люди любили своих правителей, а потому это было определено как «Великое
расселение».
О! Мудрец сосредоточен на успокаивании их, достойный сосредоточен на исправлении
их. Глупец не может быть справедливым, а потому он соперничает с другими людьми. Когда
правитель беспокоится, наказания становятся многочисленными. Когда наказания многочис-
ленны, люди приходят в волнение. Когда люди в волнении, они покидают свои места и разбре-
даются. Никто, какое бы положение он ни занимал, не может спокойно жить, и череда поколе-
ний не имеет покоя. Они назвали это «Великой потерей».
Люди в Поднебесной подобны текущей воде. Если построить плотину, она остановится.
Если открыть путь, вода устремится вперед. Если ты сохраняешь ее в покое, она будет чистой.
Как это возвышенно! Когда истинный мудрец видит начало, он знает и то, что будет в конце.
Правитель Вэнь сказал:
– А как успокоить их?
Тай-гун ответил:
– Небеса постоянны, у людей есть их обычная жизнь. Если ты разделишь жизнь со всей
Поднебесной, вся Поднебесная будет пребывать в спокойствии. Высота согласуется с ними, но
наивысшая высота изменяет их. Когда люди изменяются и следуют за своими правителями,
небеса не предпринимают никаких действий, но дела завершаются. Люди ничего не отдают
правителю и потому обогащаются. Это и есть добродетель истинного мудреца.
Правитель Вэнь сказал:
– То, что вы говорите, согласно с тем, о чем думаю я. Я буду размышлять над этим с
рассвета до самой ночи, никогда этого не забуду и возьму это за свои неизменные принципы.
7. Воины боевой конницы. Учение собаки
Правитель У спросил Тай-гуна:– Как нужно отбирать воинов для конницы?Тай-гун сказал:– Правила отбора воинов для конницы таковы. Нужно подбирать...