Если бы они вели себя с ненавистью, но требовали любви, отцы не обзавелись бы сыновьями. Если бы они вели себя оскорбительно, но требовали почтения, правители не обзавелись бы подданными.475
32. Когда родословная собирается процветать, это похоже на сокращение (?)476 в…; когда родословная собирается рухнуть, это похоже на сокращение (?) на горе. Когда умирает истинный и хороший человек, это более пагубно, чем когда умирает другой обычный человек. Когда живет дикий и дикий человек, он более свиреп477, чем другие люди.478
33. То, что низко, но прямо, увеличивается; то, что высоко, но склоняется в одну сторону, разрушается.479
В горах растут деревья, и их плоды очень обильны.
Тигры и волки свирепы, но их можно приручить.
Что касается старших и младших братьев, которые живут вместе
И не способны быть послушными друг другу:
Когда они вместе, они не желают,
Когда они разделены, они неспособны.
Это вредит духам кладбищ
.,
Почему бы не прийти и не рассказать о любви между старшими и младшими братьями?
Отношения между старшими и младшими братьями еще можно изменить!
В мире людей есть три типа смертей, которые не предопределены: смерть от гнева и неумения измерить силу своего противника481; смерть от безграничного потворства своим желаниям; смерть от одиночества и не избегания толпы 482.
Не одалживайте убийцам оружия; не давайте (?)483 грабителям пищи. Если вы одолжите убийцам оружие и дадите (?) грабителям пищу, короткое станет длинным, а слабое сильным; ваш собственный избыток и недостаток врага поменяются местами, и позже произойдет восстание.484
35. Если вещи не одинаковы, и все же вы хотите, чтобы они были одинаковыми, инициируйте действие и сделайте их такими. Если вещи не отличаются, и все же вы хотите, чтобы они были другими, инициируйте действие и сделайте их такими. Если вещи еще не действуют сами по себе, пусть они закончат дело.
36. Быть близким к Ян и ненавидеть Инь называется “надевать кожу снаружи и небо изнутри”. 485 Если у вас нет внутренних расстройств, неизбежно будет внешняя агрессия против вашего государства. Если вы относитесь к тем, кто вам близок, как к близким, а к тем, кто далек от вас, как к далеким, то внутренние беспорядки не возникнут, и иностранные агрессоры уйдут.
37. Те, кто достиг его, не принимают награды за это; те, кто потерял его, не обижаются на великое…486
38. Небо обладает яркостью и не печалится о том, что люди находятся во тьме. [Сто] фамилий открывают свои двери и окна, и каждая из них берет от него свет, но Небеса не имеют к этому никакого отношения. Земля имеет свои [ресурсы] и не печалится о том, что люди бедны. Сто фамилий вырубают деревья, рубят дрова и забирают из них свои богатства, но Земля также не имеет к этому никакого отношения.488
39. Когда среди феодалов возникает беспорядок, если тот, кто исправляет беспорядок, теряет свои принципы, беспорядочное государство, в свою очередь, отомстит ему. Если она не сможет отомстить ему в то время, когда сыновья или внуки правят этим государством, она неизбежно отомстит ему. Поэтому говорится:“Если вы теряете свои принципы, контролируя других, вы, в свою очередь, будете контролироваться ими.”
40. У живых есть жилища; у [мертвых] есть гробницы. Не позволяйте живым вести дела с мертвыми.
41. Если вы быстро придете в себя после того, как вас ввели в заблуждение, … Дао не за горами.
42. Если министры занимают равные 489 должностей, государство неизбежно окажется в опасности. Если государство не находится в опасности, потому что правитель все еще выживает, когда оно теряет правителя, оно неизбежно будет в опасности. Если она теряет правителя и ей ничего не угрожает, то это потому, что министры сохраняют свои прежние различия в рангах. Если сыновья занимают равные позиции, семья неизбежно будет в беспорядке. Если в семье нет беспорядка, то это потому, что родственники все еще выживают, чтобы поддерживать порядок. [Если он потеряет своих родственников, он неизбежно] окажется в опасности. Если он теряет родственников и не находится в беспорядке, то это потому, что сыновья сохраняют свои прежние различия в ранге.
Не прибегать к помощи помощников и помощников и не прислушиваться к мыслям мудрецов и разумных людей, но полагаться на прочность внутренних и внешних стен и полагаться на служение храбрых и сильных, это называется “Пренебрежением к Себе”.” Если вы пренебрегаете собой, вы в опасности. Если вы защищаетесь таким образом, вы не будете тверды; если вы сражаетесь, вы не победите.
44. Когда два тигра дерутся, плохие собаки контролируют остатки пищи.491
45. Что касается тех, кто является экспертом в управлении государством, то лучшие не имеют наказаний, [следующие]…, [следующие] решительны в боях и решительны в спорах, а худшие не сражаются, не спорят и, кроме того, не решительны. … лучшие борются в царстве… ; следующие борются в царстве разума; следующие спасают государство от бедствий и катастроф.
46. Быть единственным, кому жарко в холодное время года; быть единственным, кому холодно в жаркое время года, – его жизнь в опасности, потому что он противостоит Небесным временам года и всем остальным.492
47. Будьте быстры, чтобы победить праздность. Будьте смелы в победе над сомнениями. Несчастья потерянного государства 493….
48. … не верьте своему…, но не верить, что это возможно (?), неприемлемо; но не верить своему … .
49. … наблюдать (?)494 фронт… для того, чтобы знать обратное; поэтому … наблюдайте за кривыми и прямыми в настоящее время и внимательно изучайте их имена, чтобы обозначить их и решить о них. Тот, кто накапливает и накапливает, ждет подходящего момента, а затем использует свои запасы. Понаблюдайте (?) за теми, кого он назначает495 должностными лицами, чтобы знать, как он разделяет свое правление; как он накапливает наличные деньги, чтобы знать времена года … правильные, благородные … и выживание и разрушение. 496
50. В общем, при проведении оценок вы должны использовать общее значение … инь и Ян, чтобы решить, является ли конкретное явление Инь или Ян.
Небо-это Ян, а Земля-Инь. Весна-это Ян и осень-Инь; лето-это Ян и зима-Инь.День-это Ян, а ночь-Инь. Большие состояния-это Ян, малые-Инь. Важные состояния-это Ян, неважные-Инь. Иметь дела-это Ян, а не иметь дел-это Инь.
Те, кто растягивается, – это Ян, а те, кто сгибается, – Инь. Хозяева-это Ян, подчиненные-Инь. Начальники-это Ян, подчиненные-Инь. Мужчины-это Ян, [женщины-Инь. Отцы-это Ян; [сыновья] – Инь. Старшие братья-Ян, младшие-Инь. Старшие-это Ян, младшие – [Инь]. Благородные-это [Ян]; средние-это Инь. Широкие умы-это Ян, узкие-Инь. Женитьба на жене и рождение сына-это Ян; смерть в семье-это Инь. Контролировать других-это Ян; быть под контролем других-это Инь. Гости-Ян; хозяева-Инь.497 Военные силы-Ян; 498 Речь-это Ян; молчание-это Инь. Давать-это Ян, получать-Инь.
Все, что есть Ян, смоделировано по образцу Небес. Небеса ценят правильное. Превышение правильного называется “Обманом”, а затем оборачивается (?).499
Все, что есть Инь, смоделировано на Земле. Сила [Земли] состоит в том, чтобы быть мирной, нежной, правильной и спокойной. В первую очередь он решает проблему мягкости и хорош в том, чтобы давать, а не спорить. Это правило Земли и подсчет женщин. Обозначения. Тысяча шестьсот графов.501
- If they behaved hatefully but demanded love, fathers would not acquire sons. If they behaved insultingly but demanded reverence, rulers would not acquire subjects.475
- When a lineage is going to flourish, it is like cutting (?)476 in a . . . ; when a lineage is going to collapse, it is like cutting (?) on a mountain. When a true and good man perishes, it is more calamitous than when another ordinary man dies. When a savage and wild man lives, he is more fierce477 than other men.478
- What is low yet straight increases; what is high yet leaning to one side collapses.479
Mountains have trees and their fruits are very abundant.
Tigers and wolves are fierce but they can be tamed.
As for elder and younger brothers who live together
And are unable to be obedient to each other:
When they are together, they are unwilling,
When separated, they are incapable.
This harms the spirits of the cemeteries.480
. . . come,
Why not come and instruct about love between elder and younger brothers?
The relations between elder and younger brothers can yet be changed!
In the world of men, there are three types of deaths which are not fated: death from being angry and not measuring the strength of ones opponent481; death from limitless indulgence in ones desires; death from being solitary and not avoiding the crowd.482
- Do not loan murderers weapons; do not give (?)483 robbers food. If you loan murderers weapons and give (?) robbers food, the short will become long and the weak strong; your own surplus and the enemy’s shortage will change places and later on rebellion will occur.484
- If things are not the same and yet you want them to be the same, initiate action and make them so. If things are not different and yet you want them to be different, initiate action and make them so. If things do not act yet work out by themselves, let them finish the matter.
- To be close to Yang and hate Yin is called “putting the skin on the outside and the palate on the inside.”485 If you do not have internal disorders, inevitably there will be foreign aggression against your state. If you treat those close to you as close and those distant from you as distant, then internal disorders will not arise and foreign aggressors will withdraw.
- Those who have attained it do not accept a reward for doing so; those who have lost it do not resent the great…486
- Heaven possesses brightness and does not grieve that the people are in darkness.The [hundred] surnames open their doors and windows and each one takes light from it, yet Heaven has nothing to do with it. Earth has its [resources] and does not grieve that the people are poor. The hundred surnames cut down the trees and chop up487 firewood and take their wealth from it, yet Earth also has nothing to do with it.488
- When there is disorder among the feudal lords, if the one who corrects the disorder loses his principles, the disorderly state will take revenge on him in turn. If it is unable to take revenge on him at that time, when the sons or grandsons rule that state, it will inevitably take revenge on him.Therefore it is said,“If you lose your principles when controlling others, you will in turn be controlled by them.”
- The living have dwelling places; the [dead] have tombs. Do not let the living carry on business with the dead.
- If you quickly return to your senses after you have been deluded, . . . the Dao is not far off.
- If ministers have equal489 positions, the state will inevitably be in danger. If the state is not in danger because the ruler still490 survives, when it loses the ruler, it will inevitably be in danger. If it loses the ruler and is not in danger, it is because the ministers keep their former differences of rank.
If sons have equal positions, the family will inevitably be in disorder. If the family is not in disorder, it is because the relatives still survive to keep order. [If it loses the relatives, it will inevitably] be in danger. If it loses the relatives and is not in disorder, it is because the sons keep their former differences of rank.
- Not to use the help of assistants and aides and not to listen to the thoughts of sages and intelligent men, but to rely on the solidity of inner and outer walls and depend on the service of the brave and strong, this is called “Slighting One’s Self.” If you slight yourself, you are in danger. If you defend in this way, you will not be firm; if you do battle, you will not conquer.
- When two tigers fight, bad dogs control the leftovers.491
- With regard to those who are expert at administering a state, the best have no punishments, the [next] . . . , [the] next are resolute in fights and resolute in disputes, and the worst do not fight, do not dispute, and furthermore are not resolute. . . . the best strive in the realm of… ; the next strive in the realm of intelligence; the next save the state from calamities and disasters.
- To be the only one hot in the cold season; to be the only one cold in the hot season, his life is in danger because he is in opposition to the Heavenly seasons and everyone else.492
- Be quick to conquer idleness. Be bold in conquering doubts. The misfortunes of a lost state493 . . .
- … do not believe its . . . ,but not to believe that it is possible (?), is not acceptable; but not to believe its . ..
- … to observe (?)494 the front… in order to know the reverse; therefore . . . observe the crooked and the straight at the present time, and carefully examine their names in order to designate and decide about them. One who accumulates and hoards, waits for the proper moment and then uses his stores. Observe (?) those whom he appoints495 as officials to know how he shares his rule; how he accumulates cash to know the seasons. . .correct,noble . . .and survival and destruction.496
- In general, in making assessments, you must use the general meaning of the … of the Yin and Yang to decide whether a particular phenomenon is Yin or Yang.
Heaven is Yang and Earth Yin. Spring is Yang and autumn Yin; summer is Yang and winter Yin.The day is Yang and night is Yin. Large states are Yang; small states are Yin. Important states are Yang; unimportant states are Yin. To have affairs is Yang and to have no affairs is Yin.
Those who stretch are Yang and those who bend are Yin. Masters are Yang, subordinates are Yin. Superiors are Yang, inferiors are Yin. Men are Yang, [women are Yin. Fathers] are Yang; [sons] are Yin. Elder brothers are Yang; younger brothers are Yin. Elders are Yang; juniors are [Yin].The noble are [Yang]; the mean are Yin.The broad-minded are Yang; the narrow-minded are Yin. Marrying a wife and producing a son are Yang; having a death in the family is Yin. Controlling others is Yang; being controlled by others is Yin. Guests are Yang; hosts are Yin.497 Military forces are Yang; corvee labor is Yin.498 Speech is Yang; silence is Yin. Giving is Yang; receiving is Yin.
All that is Yang is modeled on Heaven. Heaven values the correct. To exceed the correct is called “Deceitfulsacrifices and then turns back (?).499
All that is Yin is modeled on Earth.The potency [of] Earth is to be peaceful, gentle, correct, and quiescent. It settles the tally of softness first and is good at giving and not contending.This is the rule of Earth and the tally of the female.500
Designations. One thousand six hundred graphs.501