[Император сказал]:“Каковы четыре преступления правителя?”
И Инь ответил: “Господь, который дарует свою монополию на власть другому, – это тот, кто потерял Дао.
В результате он приобретается другими, это не значит, что он тот, кто приобретает других. Он “государственный служащий”, 561 Дело не в том, что он тот, кто использует других, но его используют другие. По этой [причине министр] может присвоить себе власть раньше правителя, и использует страну правителя, и, таким образом, является министром, который контролирует своего правителя. Именно по этой причине вина лежит на правителе в том случае, когда господь дарует свою монополию на власть другому и теряет контроль над правительством. Хотя это может быть так, он все еще [лорд], поэтому, если правитель осознает ситуацию, он все еще может контролировать своего министра.”
Император сказал: “Увы! Как опасно, что он получает способности правителя!”
“Господь, который трудится, – это тот, кто способен осознать, что он даровал монополию власти другому… он-правитель, который осознает, что отдал свою монополию другому; он может осознать это, но не сможет изменить свои пути. Он сам работает на свое государство, и правитель трудится, в то время как министры праздны и расточительны. Господь людей берет на себя ответственность за служителя … и [министр] полагается на правителей … знание, и он передает дела господу: это противоречит Дао, потому что плохие вещи происходят с правителем, а он не господь. Субъект правит … и … посягает на господа. Он не избегает … Вина лежит на правителе. Хотя это может быть так, он все еще правитель, и он тот, кто сам контролирует своих министров; это не значит, что он действует как слуга другого.
“[Правитель, который] разрушает [алтари земли] … способен применять устрашающие законы к своим министрам, его министры делают то же самое, когда слушают своего правителя, 562 они напуганы и боятся и не осмеливаются полностью … это … Раньше скромное … применять … нападать … на врагов и соперников, и народ не знает, куда подавать свои жалобы. По этой причине они имеют одинаковую внешность, и они сговариваются вместе для одних и тех же целей, 563 люди из … этого. То, что вы, милорд величество, разъяснили как приказы и распоряжения … не хватает надлежащего Дао, чтобы успокоить и успокоить свой народ. Поэтому, когда армия бесполезна, государство … успешно. Оба правителя564 имеют разные недостатки, но одно и то же преступление. Это правитель, который гасит свои алтари из зерна и земли. Вина лежит на вышестоящем.”
Император сказал: “Увы! С Цзе из Инь покончено!565 А как насчет преступлений министров?”
И Инь ответил: “Министр, которому дарована монополия на власть, присваивает себе власть раньше правителя, [он контролирует своих подчиненных] и держит своих начальников в неведении.566
Он пользуется возможностью, о которой правитель не знает, и тем самым посягает на своего господина. По этой причине преступление министра, который присваивает себе власть правителя, действительно велико.
Он-полуправитель, который [неосознанно] дарует свою монополию на власть другому. [По этой] причине министр присваивает себе власть правителя и видит, что правитель не знает, и поэтому он использует суровость своего правителя, чтобы убивать и казнить … другие министры напуганы и напуганы, а позже … выгоды. … министры правителя, а также создают фракции ниже и делят власть с правителем.
По этой причине, если [министр] захватывает [половину] государства, и правитель также удерживает свою половину, тогда … тогда… в опасности. Для подданного и правителя находиться в равной опасности-это верх опасности.567 По этой причине нет преступления [большего], чем преступление министра полуправителя.”
[Император] сказал: “Увы! Как опасно быть полуправителем!”
“Паразитический правитель-это полуправитель, который не знает … министр видит, что правитель [несправедлив] … тогда правитель-паразит. По этой причине некоторые (правители) могут осознать, когда слышат о Дао. Когда они становятся осознанными, они исправляют своих своенравных министров … Но я никогда еще не слышал, чтобы паразитические правители могли стать осознанными.”
Император сказал: “Увы правителям-паразитам! А как насчет министров и правителей, которые совершают одно и то же преступление?”
И Инь ответил: “Это правители, которые разрушают свое государство и даруют свою монополию на власть другим, но не знают об этом. Министры и правитель используют одни и те же методы и делают одни и те же вещи при разработке стратегий для людей. Сто фамилий сворачиваются, глядя на своего начальника, правителя, и делят свою зависимость между своими отцами, старшими братьями и великими министрами. Это то, на что вы, милорд величество, полагаетесь, чтобы уничтожить государство. У каждого из двух правителей есть своя вина, но это одно и то же преступление. Таковы принципы разрушения государства.
Отсюда и поговорка: “министр и правитель совершают одно и то же преступление”. {Правитель, соблюдающий закон, уточняет выделенные доли, и доли министров, соблюдающих закон, урегулированы. Это полные названия восьми видов преступлений”}569.
Император сказал:“… карта девяти правителей. Это то, что подразумевается под охраной и подготовкой инструментов для нападения, чтобы ни внутри, ни за пределами государства не было бандитов.” Император изменил свое поведение и предпочел казаться простым570; а затем он [назначил его], чтобы сделать его защитником и опекуном, и спрятал его в комнате с двойными дверями.571 С этого времени министры и правители не стали противостоять друг другу.