Не иметь никаких обязанностей, но в то же время слушать тех, у кого есть обязанности, – это отведенная доля правителя.
Слушать … уважительно… соблазнять … делиться … называется ‘уточнение наделов”. * Когда имена распределенных акций фиксируются, помощники правителя, который соблюдает закон, помогают правителю без звука.
Вот что подразумевается под Небесами, повелевающими Четырьмя Правилами.
Когда Четыре Правила соответствуют…, тогда получается Небесный Порядок.
“Что касается правителя, который приобрел Дао, его государство исходит из единого Дао; приказы и мандаты остаются за правителем; подчиненные не делятся на фракции; государство не имеет доступа к частному влиянию, чтобы проникнуть в него, и принципы конкуренции заблокированы.”
[Император] сказал:“А как насчет пункта “беззвучно помогать правителю”? ” 547
И Инь ответил: “Правитель, который соблюдает закон, устанавливая свою администрацию, ищет других, он не ищет себя для этого. Тот, кто устанавливает администрацию, не дает опрометчиво другим, и поэтому мудрые министры не осмеливаются делать ложные заявления о своих способностях, 548 и … правитель не раздает опрометчиво подарки, чтобы разделить имена тех, кого он будет слушать, и тех, кого он не будет.
Когда служители не продвигаются опрометчиво, это называется “Продвижением549 для того, чтобы получить”. У тех, кто продвигает себя, нет имени; те, у кого нет имен, навлекают на себя порицание. Теперь что касается тех, у кого нет имен, то комиссии, в которые они себя продвинули, прекращены. Что же касается тех, у кого есть имена, то, с другой стороны, их поручения имеют счета и паспорта, и это средства, с помощью которых правитель, соблюдающий закон, продвигает их. Правитель, который соблюдает закон, ведет их счет, когда он слушает их, и поэтому ни один министр, который продвигает себя [смеет] ложно иметь аудиенцию, чтобы предстать перед своим правителем. Те помощники, у которых нет отклоняющихся постов550 , охраняют свои выделенные доли, и это относится к комиссиям … 551 интеллекта тех, кто помогает правителю, а также к должностям всех высокопоставленных чиновников.
“По этой причине, если правитель, который соблюдает закон, проводит подсчеты, чтобы назначить встречи, тогда ложные аудиенции не могут … правитель. Если ложные аудиенции не в состоянии … правитель, тогда средний не будет служить благородному, а дальний не будет служить ближнему,552 и все откажутся от своих должностей и будут доверять… будьте в их сердцах.
“По этой причине … не выставляют себя напоказ, и днем и ночью они не покидают своих постов.
“Поэтому, если в государстве, где есть правитель, который соблюдает закон, кажется, что у него нет никого в качестве официального лица, это не значит, что у него на самом деле никого нет, а скорее то, что все они остаются на своих постах. Если средние не служат [благородным], а дальние не служат [ближним], то как могли бы помощники правителя, который соблюдает закон, разделить министров правителя и превратить их в фракции, или опустошить двор правителя и пойти к своим собственным воротам?553
Вот что подразумевается под высказыванием: “помощники правителя, который соблюдает закон, помогают правителю без звука”.”
Император сказал: “Превосходно! Превосходно! Правитель, который соблюдает закон, и министры, которые соблюдают закон! Что касается прямого дерева, то линия разметки плотника не может придраться к нему. Но может ли дерево посягнуть на линию разметки? *’
И Инь снова попросил выложить диаграмму, чтобы прояснить, из чего вытекают злополучные ошибки восьми преступлений.
“В Записях говорится: “Только Небу не хватает внешних проявлений.
В общем, вещи оставляют внешние проявления.”*
Император сказал:“А как насчет (высказывания) “Небу не хватает внешних проявлений”?”
И Инь ответил: “Внешние проявления-это способ, которым вещи … делают приготовления против других вещей, и средства, с помощью которых они добиваются успеха. С другой стороны, конец Небес не может быть достигнут, и, следовательно, его происхождение не может быть достигнуто. По этой причине ему не хватает внешних проявлений”554.
Император сказал: “Если бы вы догадались об этом в максимально возможной степени, 555 разве это не было бы очевидно?”
И Инь ответил: “поэтому мудрый царь [моделирует себя на Небесах]. Таким образом, говорится: “Если бы правитель не моделировал себя по правилам Небес, он, в свою очередь, был бы вещью” 556. Если цель видна, она неизбежно будет достигнута; тот, кто достигнет ее, будет обладать большими способностями и получит способности правителя 557 … умеет пользоваться правителем, у государства будет два Дао. Государство с двумя Даосами породит принципы конфликта, отдельные фракции будут бороться в течение длительного времени…. и тогда Дао борьбы прорастет,558 и будет сильно мешать Небесным правилам, четыре правила 559 будут посягать друг на друга, правитель будет легким, а министры тяжелыми, 560 у государства будет много точек доступа для частного влияния, министры узурпируют власть правителя и … проиграют. Беспокойство и горе можно понять, и таким образом можно отождествить разрушение и уничтожение.”
Когда И Инь разъяснил, из чего вытекают восемь видов преступлений, он попросил назвать их … из восьми преступлений.
“Правитель [который соблюдает закон] четко определяет выделенные доли, и выделенные доли министров, которые соблюдают закон, урегулированы, и таким образом он контролирует восемь видов правонарушений.
Полные названия восьми видов преступлений следующие:
четыре из них-вина правителя,
три из них-преступления министров,
Владеть народом-это удел правителя.
Не иметь никаких обязанностей, но в то же время слушать тех, у кого есть обязанности, – это отведенная доля правителя.
Слушать … уважительно… соблазнять … делиться … называется ‘уточнение наделов”. * Когда имена распределенных акций фиксируются, помощники правителя, который соблюдает закон, помогают правителю без звука.
Вот что подразумевается под Небесами, повелевающими Четырьмя Правилами.
Когда Четыре Правила соответствуют…, тогда получается Небесный Порядок.
“Что касается правителя, который приобрел Дао, его государство исходит из единого Дао; приказы и мандаты остаются за правителем; подчиненные не делятся на фракции; государство не имеет доступа к частному влиянию, чтобы проникнуть в него, и принципы конкуренции заблокированы.”
[Император] сказал:“А как насчет пункта “беззвучно помогать правителю”? ” 547
И Инь ответил: “Правитель, который соблюдает закон, устанавливая свою администрацию, ищет других, он не ищет себя для этого. Тот, кто устанавливает администрацию, не дает опрометчиво другим, и поэтому мудрые министры не осмеливаются делать ложные заявления о своих способностях, 548 и … правитель не раздает опрометчиво подарки, чтобы разделить имена тех, кого он будет слушать, и тех, кого он не будет.
Когда служители не продвигаются опрометчиво, это называется “Продвижением549 для того, чтобы получить”. У тех, кто продвигает себя, нет имени; те, у кого нет имен, навлекают на себя порицание. Теперь что касается тех, у кого нет имен, то комиссии, в которые они себя продвинули, прекращены. Что же касается тех, у кого есть имена, то, с другой стороны, их поручения имеют счета и паспорта, и это средства, с помощью которых правитель, соблюдающий закон, продвигает их. Правитель, который соблюдает закон, ведет их счет, когда он слушает их, и поэтому ни один министр, который продвигает себя [смеет] ложно иметь аудиенцию, чтобы предстать перед своим правителем. Те помощники, у которых нет отклоняющихся постов550 , охраняют свои выделенные доли, и это относится к комиссиям … 551 интеллекта тех, кто помогает правителю, а также к должностям всех высокопоставленных чиновников.
“По этой причине, если правитель, который соблюдает закон, проводит подсчеты, чтобы назначить встречи, тогда ложные аудиенции не могут … правитель. Если ложные аудиенции не в состоянии … правитель, тогда средний не будет служить благородному, а дальний не будет служить ближнему,552 и все откажутся от своих должностей и будут доверять… будьте в их сердцах.
“По этой причине … не выставляют себя напоказ, и днем и ночью они не покидают своих постов.
“Поэтому, если в государстве, где есть правитель, который соблюдает закон, кажется, что у него нет никого в качестве официального лица, это не значит, что у него на самом деле никого нет, а скорее то, что все они остаются на своих постах. Если средние не служат [благородным], а дальние не служат [ближним], то как могли бы помощники правителя, который соблюдает закон, разделить министров правителя и превратить их в фракции, или опустошить двор правителя и пойти к своим собственным воротам?553
Вот что подразумевается под высказыванием: “помощники правителя, который соблюдает закон, помогают правителю без звука”.”
Император сказал: “Превосходно! Превосходно! Правитель, который соблюдает закон, и министры, которые соблюдают закон! Что касается прямого дерева, то линия разметки плотника не может придраться к нему. Но может ли дерево посягнуть на линию разметки? *’
И Инь снова попросил выложить диаграмму, чтобы прояснить, из чего вытекают злополучные ошибки восьми преступлений.
“В Записях говорится: “Только Небу не хватает внешних проявлений.
В общем, вещи оставляют внешние проявления.”*
Император сказал:“А как насчет (высказывания) “Небу не хватает внешних проявлений”?”
И Инь ответил: “Внешние проявления-это способ, которым вещи … делают приготовления против других вещей, и средства, с помощью которых они добиваются успеха. С другой стороны, конец Небес не может быть достигнут, и, следовательно, его происхождение не может быть достигнуто. По этой причине ему не хватает внешних проявлений”554.
Император сказал: “Если бы вы догадались об этом в максимально возможной степени, 555 разве это не было бы очевидно?”
И Инь ответил: “поэтому мудрый царь [моделирует себя на Небесах]. Таким образом, говорится: “Если бы правитель не моделировал себя по правилам Небес, он, в свою очередь, был бы вещью” 556. Если цель видна, она неизбежно будет достигнута; тот, кто достигнет ее, будет обладать большими способностями и получит способности правителя 557 … умеет пользоваться правителем, у государства будет два Дао. Государство с двумя Даосами породит принципы конфликта, отдельные фракции будут бороться в течение длительного времени…. и тогда Дао борьбы прорастет,558 и будет сильно мешать Небесным правилам, четыре правила 559 будут посягать друг на друга, правитель будет легким, а министры тяжелыми, 560 у государства будет много точек доступа для частного влияния, министры узурпируют власть правителя и … проиграют. Беспокойство и горе можно понять, и таким образом можно отождествить разрушение и уничтожение.”
Когда И Инь разъяснил, из чего вытекают восемь видов преступлений, он попросил назвать их … из восьми преступлений.
“Правитель [который соблюдает закон] четко определяет выделенные доли, и выделенные доли министров, которые соблюдают закон, урегулированы, и таким образом он контролирует восемь видов правонарушений.
Полные названия восьми видов преступлений следующие:
четыре из них-вина правителя,
три из них-преступления министров,