Красноречие — это искусство убеждать2. Способ же убеждения зависит от того, кого именно хотят убедить.
Есть речи приукрашенные. Украшательство в речах есть нечто недостоверное, недостоверность же означает: в сказанном что-то преувеличено или, наоборот, преуменьшено.
Есть речи угодные собеседнику: они приносят выгоду. Такие угодливые речи — самые легковесные.
Есть речи, содержащие суждение: такие речи предъявляют истину. Истину же нужно поверять собственным опытом.
Есть речи, которые друг друга опровергают: таково то, что называется возражениями. Возражения — это суждения, которые отсылают назад. Такие речи заставляют заново со всей тщательностью рассмотреть сказанное ранее.
Есть ловкие речи: вследствие своей льстивости они позволяют приобрести репутацию преданного советника.
Есть ученые речи: они демонстрируют обширные познания и потому позволяют приобрести репутацию мудрого советника.
Есть простодушные речи: они демонстрируют решительность и потому позволяют приобрести репутацию храбреца.
Есть искренние речи: они раскрывают истинное положение дел и потому позволяют завоевать доверие.
Есть успокоительные речи: соглашаясь с собеседником, можно изменить свою позицию и так добиться успеха.
Использовать заманчивые слова для того, чтобы возбуждать желания, — это лесть. Украшать свои речи цветистыми выражениями — это демонстрация учености.
Не считаться ни с чем и не знать сомнений3 —это решительность.
Определять действия и составлять планы — это знание секретов власти4.
Посему рот — это главный орган, он запечатывает мысли и чувства. Уши и глаза — прислужники сердца, благодаря им распознаются обман и ложь. Вот почему говорят: «Если рот, уши и глаза действуют заодно, в любом деле тебе сам Путь поможет»5.
В таком случае даже самые противоречивые суждения не смогут смутить, даже самые заманчивые речи не смогут сбить с толку, никакие перипетии не представят опасности, и будешь видеть суть каждого дела и истину каждой вещи.
Однако же незрячему незачем показывать пять цветов, глухому бесполезно рассказывать о пяти нотах. А потому нет необходимости показывать человеку то место, куда он не может пойти, или встречать его там, куда он не может придти. Мудрый ничего не предпринимает в отношении того, чьи чувства и помыслы он не может понять6.
В старину говорили: «Рот может ощутить вкус, но не может о нем рассказать». Нельзя не относиться к словам в высшей степени осмотрительно7: людская молва и металл расплавит, слово может всякое дело согнуть.
Человек так устроен, что, услышав чью-то речь, прислушивается к ней, а когда возникает дело, хочет поскорее сделать его. Вот почему знающие люди не торопятся использовать свои слабые стороны, а прежде пользуются сильными сторонами неразумных людей. Они не пускают в дело свое неумение, а используют мастерство неразумных людей. Поэтому они никогда не ведают затруднений8. Встречая выгодное дело, они используют свои сильные стороны. Сталкиваясь с чем-то вредным, не выказывают своих слабостей9. Повадки жуков обусловлены тем, что у них есть твердый и толстый панцирь. Повадки ос обусловлены тем, что у них есть острое и ядовитое жало. Звери и птицы пускают в дело то, что дает им преимущество. Таковы и мужи, искусные в речах: они пользуются тем, что, как они знают, принесет пользу10.
Существует пять видов речи: речь болезненная, речь испуганная, речь скорбная, речь сердитая и речь веселая.
Болезненная речь — это признак упадка духа и бессилия11.
Испуганная речь — это признак душевной муки и смятения12.
Скорбная речь есть признак того, что сердце затворяется в себе и изъясниться становится невозможно.
Сердитая речь есть признак горячности и неспособности совладать с собой.
Веселая речь есть признак того, что дух растекается привольно и ничем не обеспокоен13.
Ко всем этим видам речи следует прибегать по настроению и использовать их ради собственной выгоды14.
Беседуя с многознающим мужем, ищи опору в широте кругозора. Беседуя с неучем, ищи опору в искусстве спора. Беседуя с заядлым спорщиком, обращайся к сути дела. Беседуя со знатным человеком, прославляй силу. Беседуя с богачом, прославляй возвышенность духа. Беседуя с бедняком, прославляй выгоду. Беседуя с подлым человеком, прославляй великодушие. Беседуя с храбрецом, прославляй отвагу. Беседуя с выскочкой, прославляй скромность15. Таково искусство разговора.
В человеке всегда живет дух противоречия. Поэтому, беседуя с многознающим мужем, используй это, чтобы просветить его в истине. Беседуя с несведущим человеком, используй это, чтобы наставить его. Однако же поступать так крайне затруднительно.
Вот почему существует много видов речи, подобно тому как есть много разновидностей событий. Если, ведя разговоры, не ошибаться в выборе нужного вида речи, в делах никогда не будет неустройства. У того, кто никогда не изменяет этой мудрости, речи всегда будут иметь смысл. Тогда вы не зря будете обладать богатством и знатностью: слух ваш будет ясно улавливать подлинное, ум будет ясно видеть истину, а речь будет казаться окружающим драгоценной и чудесной.