Когда государство теряет свои приоритеты, алтари земли и зерна будут обижены.21
Хотя Небо может отнять у него и не дать ему, государство в результате не погибнет,22
Ибо, если агрессор не достигнет Небесного Предела, 23 защитник, который терпит неудачу, может снова прославиться.
Если наказания и запреты не соответствуют друг другу, то в результате вас постигнет беда.24
Если запреты и нападения соответствуют преступлениям и бездействию, совершенным другим государством, Вы неизбежно опустошите это состояние.
Аннексировать его, а не монополизировать-вот что значит “Небесный успех”.”
Небо и Земля не имеют частных предубеждений, четыре времени года не прекращаются. Небо и Земля расположены, и поэтому мудрец выполняет свои задачи.
Если он превысит предел и не сумеет сделать [соответствие между его действиями и Небом и Землей] ,28 Небо ниспошлет бедствие.
Если Человек 29 покоряет Небеса силой, старайтесь избегать его и не встречаться с ним лицом к лицу.
Если Небо, в свою очередь, победит Человека, следуйте за ним и маршируйте вместе с ним.
Если вы согнуты спереди и вытянуты сзади, вы неизбежно достигнете Небесного Предела и не монополизируете Небесный Успех.
В состоянии аннексии
они восстанавливают внешние стены своих городов,
размещают свои длинные дворцы, 33
слушаются своих колоколов и барабанов,34
наживаются на своей собственности и богатстве
и выдают замуж своих сыновей и дочерей.
Вот что подразумевается под (…) Небесное Соответствие.
Противостояние, ведущей к опустошению: государство будет подвергнуто опасности, сломлено и разрушено.
Поэтому только мудрец способен достичь Небесного Предела и использовать Небесное Соответствие.
Дао Неба и Земли не превышает трех свершений.35
Если достижения будут достигнуты, а вы не остановитесь, вы сами подвергнетесь опасности и, в свою очередь, пострадаете от бедствия.
Поэтому, когда мудрец нападает на государство захватчика,
он разрушает внутренние и внешние стены его городов,
сжигает его колокола и барабаны,
рассеивает его имущество и богатство,
рассеивает его сыновей и дочерей,
разбивает его земли и лишает достойных их:
это то, что называется “Небесным успехом”.”
Если вы не будете небрежны после того, как успех достигнут, позже вы не столкнетесь с бедствием.
Не будьте слишком подвержены воздействию Ян;
Не будьте слишком подвержены Инь;38
Не покрывайте почву;39
Не принимайте древних за свой стандарт;4″
Не делитесь на фракции.
Небеса удалят [свой свет] от тех, кто слишком подвержен Ян;
Территория [тех, кто слишком подвержен Инь] будет опустошена;
Небеса принесут войну тем, кто покрывает землю;
Те, кто берет других в качестве своего знамени, Небеса распространятся на четыре стороны;
Те, у кого есть фракции … внутри государства они будут нападать друг на друга.
Это то, что называется Пятью Противоположностями.
Если все пять оппозиций сбудутся … 4I покрытие (?) территории,
Если правитель изменяет старое и нарушает постоянное,
Монополизирует контроль над правительством
и изменяет светлые законы,
И действует по своему желанию,
Он лично подвергнет себя опасности и встретится с бедствием.
Это то, что называется превышением Небесного Предела и потерей Небесного Соответствия.
When a state loses its priorities, the altars of soil and grain will be wronged.21
Though Heaven may take away from it and not give to it, a state will not perish as a result,22
For if the aggressor does not reach Heaven’s Limit,23 the defender who is failing may be glorious once again.
If punishments and prohibitions do not correspond, you will suffer calamity as a consequence.24
If the prohibitions and attacks correspond with the crimes and omissions committed by the other state,
You will inevitably empty that state.2S
To annex it26 and not monopolize it,27 this is what is meant by “Heavenly Success.”
Heaven and Earth have no private bias, the four seasons do not cease. Heaven and Earth are positioned, and so the sage performs his tasks. Should he exceed the limit and fail to make [the correspondence between his actions and Heaven and Earth] ,28 Heaven will send down calamity.
Should Man29 conquer Heaven by force, take care to avoid and not face him. Should Heaven in turn conquer Man, follow and march with it.30
If you are bent in front and stretched behind,31 you will inevitably reach the Heavenly Limit and not monopolize the Heavenly Success.32
In a state of annexers, they repair the outer walls of their cities, locate their long palaces,33 obey their bells and drums,34 profit their property and wealth, and marry off their sons and daughters. This is what is meant by. . . Opposition leading to desolation: the state will be endangered, broken, and ruined.
Only a sage, therefore, is able to reach the Heavenly Limit and is able to employ the Heavenly Correspondence.
The Dao of Heaven and Earth does not exceed three accomplishments.35 If the accomplishments are achieved and you do not then stop, you yourself will be endangered and in turn will suffer a calamity.
Therefore, when the sage attacks the state of an annexer, he tears down the inner and outer walls of his towns,36 burns his bells and drums, disperses his property and wealth, scatters his sons and daughters, breaks open37 his lands and enfeoffs the worthy with them: this is what is called the “Heavenly Success.”
If you are not negligent after the success is achieved, later you will not encounter calamity.
Do not be too exposed to Yang;
Do not be too exposed to Yin;38
Do not cover over the soil;39
Do not take the ancients as your standard;4“
Do not divide into factions.
Heaven will remove [its light] from those who are too exposed to Yang;
The territory [of those too exposed to Yin] will be desolated; Heaven will bring warfare on those who cover over the soil; Those who take others as their standard, Heaven will spread to the four quarters;
Those who have factions . . . inside the state they will attack each other.
Those who are too exposed to Yang will grow sick;
Those who are too exposed to Yin will starve;
Those who cover over the soil will lose their land;
Those who take others as their standard will lose the people; Those who have factions will engender rebellions.
These are what are called the Five Oppositions.
If all five oppositions come to pass . . .4I the covering over (?) of territory,
If a ruler changes the old and disorders the constant,
Monopolizes control of the government and alters the bright laws,
And acts on what his heart desires,
He personally will endanger himself and meet with [calamity. This] is what is called exceeding the Heavenly Limit and losing the Heavenly Correspondence.